Проект реализуется с использованием гранта
Президента Российской Федерации
С.Л. Франк известен широким кругам читателей прежде всего как автор глубоких философских сочинений. Однако наряду с чисто философским творчеством он вел активную преподавательскую и лекторскую деятельность, как в России, так и в эмиграции. Условия, в которых приходилось ему готовиться к занятиям и вести лекции, будучи в изгнании, оставляли желать лучшего – зачастую без книг и даже без необходимых записей, которые на первых порах после переезда в Германию остались в России – по памяти. Более того, Франк постоянно был вынужден приспосабливаться к уровню слушателей: он преподавал начинающим студентам, но также читал доклады в профессиональной среде – выступая перед своими коллегами и друзьями, нередко маститыми профессорами, русскими и зарубежными. Чему может научить нас Франк как преподаватель сегодня, во время преобладания дистанционного обучения, во многом лишающего возможности живого, теплого, непосредственного общения, невербальной передачи информации – и не столько научной, сколько состоящей в обмене личным опытом, переживаниями и просто человеческого участия?
Вначале стоит вкратце проследить, каким образом развивалась преподавательская деятельность Франка. Свои первые лекции он прочел в женской гимназии М.Н. Стоюниной в Санкт-Петербурге. Впоследствии преподавал на Высших вечерних историко-филологических и юридических курсах Раева, а также высших женских Бестужевских курсах, был приват-доцентом Санкт-Петербургского университета, профессором Саратовского университета и Вольной академии духовной культуры, а в эмиграции – Религиозно-Философской академии, Русского научного института в Берлине, Берлинского университета и Свято-Сергиевского православного института в Париже. Кроме того, Франк выступал на философских конгрессах, многочисленных собраниях, читал лекции по приглашению различных обществ, академических учреждений и частных лиц, сначала в России, а затем, на эмиграции, в Германии, Франции, Нидерландах, Сербии, Чехословакии, Польше, Болгарии, Швейцарии, Италии, Литве, Латвии, Эстонии и, наконец, в Англии – в послевоенные годы он сотрудничал с радиостанцией Би-Би-Си (не только с английской, но и с немецкой редакцией).
Некоторые лекции Франка стали основой последующих книг и статей. Это, в частности, касается работ «Крушение кумиров» (1924) и «Смысл жизни» (1926). В зависимости от аудитории Франку приходилось адаптировать не только содержание, но и стиль лекции. Во время лекционного турне под эгидой протестантской организации помощи «Руссише Брудерхильфе» в протестантских церквях Франк признавался, что учится говорить «мужикам», радикально изменив задуманный план и жалуясь, что «это все равно, что преподавать азбуку детям».
Франк был чрезвычайно требователен к себе и своим выступлениям. В военные годы писал, что осознает несовершенство своих предыдущих лекций, несмотря на то, что они пользовались огромным успехом у студентов. Что же привлекало слушателей Франка в его занятиях? Его студенты вспоминали, что Франк читал лекции не в «профессорской», а в медитативной манере, используя текст книги как отправную точку для размышлений. Франк тщательно готовил конспекты лекций, но редко заглядывал в записи. Говорил своим довольно низким голосом (по воспоминаниям внука философа о. Петра Скорера) медленно, давая возможность не только уловить доносимую им мысль, но и приглашая своих слушателей размышлять вместе с ним. Вдохновенное лицо Франка производили магнетическое действие на студентов, а его искренность подкупала. Он не красовался перед слушателями, не пытался произвести впечатление, не был недоступным «авторитетом», а непосредственным собеседником. Элизабет Бер-Сижель, посещавшая лекции Франка по русской религиозной мысли в Берлинском университете, в своих воспоминаниях отмечала, что «он был очень прост, легко говорил с молодыми, с удовольствием отвечал на вопросы», а Константин Струве, студент философа в Свято-Сергиевском институте в Париже, в 1926 г. сообщал о лекциях Франка по истории греческой философии, что «некоторые из них слушаются, как читается роман». Еще раньше, в 1922 г. московские студенты писали Франку: «Вы сумели захватить нас своими лекциями, в которых за пределами проблемы отвлеченного знания виделся нам живой лик Божественного Всеединства, к жизненному слиянию с которым Вы так вдохновенно зовете в Ваших философских трудах». Сохранилась кинопленка фрагментов лекций Франка, прочитанных им в Международной школе философии в Амерсфорте в Голландии. На записи видно, как тепло и сердечно Франк общается со своими слушателями, хотя, согласно его признанию, эти занятия его изматывали, поскольку многие студенты имели весьма небольшое представление о России, а преподаватель должен был ввести их в достаточно трудную проблематику на уровне краткого пропедевтического курса.
Итак, Франк как преподаватель сочетал в себе академическую серьезность с непроизвольной манерой изложения, направлял своих слушателей к поиску истины, был тактичным, но требовательным. Щедрость его ума и сердца не могла не тронуть его слушателей, которые охотно посещали его лекции. Франк был не только преподавателем – он был наставником, интеллектуальным и духовным. Можно ли сегодня достучаться до студентов, зачастую скрывающихся за аватарками или вовсе «невидимых», из небольшого, выделенного для лектора окошка zoom’a или других платформ? Можно ли передать не только содержание, но и характер личности преподавателя, сейчас ограниченного уже не столько расстоянием, сколько отведенным ему временем? Онлайн-режим требует особой дисциплины, поиска иного баланса между формой и содержанием, серьёзной подготовки наряду с искусством импровизации. «Исключительно талантливый академический преподаватель», обладающий «огромной эрудицией и высочайшей культурой», как охарактеризовала Франка выпускница Бестужевских курсов А.Н. Кононова-Милославская, может и в наши дни быть нашим учителем – не только философии, но и дидактики, искусства думать и преподавать.