Проект реализуется с использованием гранта
Президента Российской Федерации

//Биография С.Л. Франка

Биография С.Л. Франка

Франк Семён Людвигович (16 (28).01.1877, Москва – 10.12.1950, Лондон) – крупнейший философ, религиозный мыслитель, критик, магистр философии, профессор Саратовского университета (1917–1921). 

С.Л. Франк стоит у истоков создания историко-филологического факультета, высшего гуманитарного образования в Саратове. В его творческом наследии много работ посвящено русской литературе, немецким поэтам, методологии гуманитарных наук. Он изучал идейное содержание и значение художественной литературы для систематической философии, постигая «религиозность» жизни и творчества художников слова. 

Сын доктора, внук раввина, Франк воспитывался в детстве «на ветхозаветной основе». Он получил среднее образование в московском лицее Лазаревского института восточных языков и в нижегородской классической гимназии, учился в Московском университете на юридическом факультете (1894-1899). Входил в марксистский кружок, был арестован и выслан в Нижний Новгород за участие в студенческих волнениях. Образование он продолжил за границей, слушал лекции по политэкономии и философии в Германии, затем экстерном сдал выпускные экзамены в Казанском университете (1901). 

В своей первой научной работе подверг критике экономическое учение К. Маркса: «Теория ценности Маркса и её значение» (СПб., 1900). Принимал активное участие в либеральном «Союзе Освобождения», присутствовал на первом съезде кадетской партии (1905). С.Л. Франк занимался революционной деятельностью, пока не избрал окончательно своим призванием философское творчество. Прошёл путь от левого социализма к идеализму, и далее – к реализму и сверхрациональности метафизического знания. Первый его философский труд «Фр. Ницше и этика "любви к дальнему"» был опубликован в сборнике «Проблемы идеализма» (1903). Франк – автор статьи «Этика нигилизма» в знаменитом сборнике «Вехи» (1909). При поддержке П.Б. Струве он был ближайшим сотрудником и редактором периодических изданий: «Полярная Звезда», «Свобода и Культура» (1905-1906), «Русская Мысль» (1907-1918), «Русская Свобода»(1917). 

С 1906 г. Семён Людвигович преподавал во многих высших учебных заведениях Петербурга. На высших курсах при гимназии М.Н. Стоюниной он познакомился со своей будущей женой Татьяной Сергеевной Барцевой. Свадьба их состоялась в Саратове, её родном городе. В 1912 г. Франк принял православие, сдал магистерский экзамен и стал приват-доцентом Петербургского университета по кафедре философии. В 1913-1914 гг. он находился в научной командировке в Германии (Марбург, Мюнхен). В Петроградском университете им была защищена магистерская диссертация «Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания» (15 мая 1916 г.). Книга Ф. «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию» (1917) была написана в качестве докторской диссертации, защита которой, намеченная в Казанском университете в 1918 году, из-за начавшейся революционной разрухи не состоялась. 

В июле 1917 С.Л. Франк становится ординарным профессором Саратовского университета, деканом вновь открытого историко-филологического факультета, заведующим кафедрой философии. Запись в «Формулярном списке о службе» (ГАСО) гласит: «Департамент народного просвещения предложением от 12 сентября 1917 года за № 8136 уведомил Г. Ректора Саратовского университета, что приват-доцент Петроградского университета, магистр философии С.Л. Франк утверждается и.д. ординарного профессора Саратовского университета по кафедре философии, считая с 1-го июля 1917 года, и деканом историко-филологического факультета того же Университета, сроком на четыре года». В течение 1917/1918 уч. г., когда Франк был деканом, сформирован первый профессорско-преподавательский состав факультета (Н.К. Пиксанов, В.М. Жирмунский, Н.С. Арсеньев, М.Р. Фасмер, С.В. Меликова и др.), открыты нескольких его отделений (историческое, славяно-русское, романо-германское, классическое, лингвистическое, философское). 

С.Л. Франк создавал предметную систему преподавания, намного увеличив число лекционных курсов и семинариев. Каждый студент имел право свободного выбора предметов, возможность перехода с одного отделения на другое (с набором обязательно сданных испытаний). При его инициативе по отдельным кафедрам были открыты кабинеты со специальными библиотеками. В январе 1918 года Семён Людвигович был избран председателем Саратовского философско-исторического общества, в работе которого активно принимали участие литературоведы. Свободные духовные традиции русской университетской жизни сохранялись и преумножались Франком вплоть до начала репрессий и прихода «красных профессоров». 

В 1917-1918 учебный год Семён Людвигович читал два лекционных курса – «Введение в философию» и «Логика», вёл семинарий «Чтение и толкование “Prolegomena ко всякой будущей метафизике” Канта». На следующий 1918-1919 учебный год Франк читал лекции по психологии и социальной философии, вел семинарий по основным вопросам психологии, в 1919-1920 учебном году – лекции и семинарий по древней философии. Курс «История новой философии» читался им в весеннем семестре 1920-1921 уч. года. 

Семинарий Франка в последние годы его пребывания в Саратове назывался «Современные теории познания». Учёный стремился научить студентов философствовать, творчески подходить к сложившимся теориям. Сочинения Платона, Плотина, Николая Кузанского, Беркли, Спинозы, Канта, Фихте, Лосского, Бергсона, Шпенглера горячо обсуждались участниками семинария, не только философами, но и филологами, историками, юристами. В Саратове С.Л. Франк написал важнейшую для понимания судеб России и революции статью “De profundis” в сборник «Из глубины» (М.,1918), который был запрещён большевиками к распространению сразу же после его выхода в свет. 

В непродолжительный, но интеллектуально насыщенный период жизни в Москве (1921-1922) Семён Людвигович был деканом Вольной академии духовной культуры и профессором Московского университета. Арест и насильственная высылка его из Советской России в Германию состоялись в августе-сентябре 1922 г. В Берлине преподавал философию в Русском научном институте, являясь также его проректором. С 1931 по апрель 1933 г. читал лекции по-немецки в Берлинском университете. В 1920-1930-е гг. писал книги, статьи для русских эмигрантских изданий («Путь», «Руль», «Числа», «Россия и славянство») и немецких журналов («Hochland», «Germanoslavica», «Der Gral»), ездил по европейским странам с публичными лекциями. Принимал участие во Всемирном философском конгрессе в Праге (1934), Русском академическом союзе, Русском студенческом христианском движении, входил в Братство Св. Софии. В 1937 г. Франк вынужден был покинуть гитлеровскую Германию и обосновался ненадолго в Париже, выпустив свою главную книгу «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии» (1939). С началом войны он скрывался от гестапо в альпийской деревушке около Гренобля. Последние пять лет своей жизни философ провел в доме дочери близ Лондона. В книгах «С нами Бог» (1946), «Свет во тьме» (1949), «Реальность и человек» (посмертное изд. 1956) окончательно сложилась его философская система. В них он проявил себя подлинно религиозным мыслителем – неоплатоником-христианином. 

Философская система Франка фундаментальна в духе немецкой классической философии. Но она пытается «преодолеть бездну между знанием и бытием», являясь выражением новой онтологии ХХ века, и включает в себя социальную философию и антропологию, этику и эстетику. Религиозные идеи тесно переплетены с философским умозрением, он стремился к их «подлинному синтезу». Франк развивал основы политики христианского реализма в период двух мировых войн и революций. 

С.Л. Франк опубликовал много статей о творчестве русских и немецких поэтов, писателей и мыслителей. Особую известность приобрели его книга «Этюды о Пушкине», работы о Тютчеве, Л. Толстом, Достоевском, Гете, Ф. Шлейермахере, Рильке. В библиографии публикаций Франка на русском и немецком языках можно найти также статьи о Гоголе, Эртеле, Бунине, Мережковском, Ф. Сологубе, Вяч. Иванове, Блоке, Горьком. Религиозно-философская критика Франка активно изучается с начала 1990-х гг. современным литературоведением, а историками науки отмечено биографическое и творческое влияние Франка на литературоведческую методологию Б.М. Эйхенбаума, В.М. Жирмунского, А.П. Скафтымова и др. В 2006 г. на факультете филологии и журналистики СГУ издан том неизвестных рукописей С.Л. Франка (Дневник 1902 г., конспекты лекций по немецкому идеализму и о сущности искусства), личных документов и воспоминаний его жены Т.С. Франк. 

Изд.:

  • Философия и жизнь: Этюды и наброски по философии культуры. СПб., 1910.
  • Предмет знания. Пг., 1915.
  • Душа человека. М., 1917.
  • Живое знание: Сб. ст. Берлин, 1923.
  • Крушение кумиров. Париж, 1924.
  • Смысл жизни. Париж, 1926.
  • Духовные основы общества. Париж, 1930.
  • Непостижимое. Париж, 1939.
  • Свет во тьме. Париж, 1949.
  • Реальность и человек. Париж, 1956.
  • Биография П.Б. Струве. Нью-Йорк, 1956.
  • Этюды о Пушкине. Мюнхен, 1957.
  • С нами Бог. Париж, 1964.
  • По ту сторону правого и левого: Сб. ст. / под ред. В.С. Франка. Париж, 1972.
  • Сочинения / вступ. ст., сост. и примеч. Ю.П. Сенокосова. М.,1990.
  • Русское мировоззрение/ сост. и отв. ред. А.А. Ермичев. СПб.,1996.
  • Непрочитанное…: статьи, письма, воспоминания / сост. А.А. Гапоненков, Ю.П. Сенокосов. М., 2001.
  • С.Л. Франк. Саратовский текст / сост. А.А. Гапоненков, Е.П. Никитина; отв. ред. В.В. Прозоров. Саратов, 2006.

Лит.: Simon Frank. Bibliographie des Ouevres / V. Frank. Paris, 1980; Сборник памяти Семена Людвиговича Франка / под ред. В.В. Зеньковского. Мюнхен, 1954; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 339-372; Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2. Ч. 2. С. 157-179; Воспоминания Т.С. Франк / публ. и примеч. К.Е. Павловской // С.Л. Франк. Саратовский текст. Саратов, 2006. С. 182-272; Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа, 1877-1950: Пер. с англ. М., 2001. 

Алексей Гапоненков